В Сочи завершился международный конкурс молодых исполнителей популярной музыки «Пять звезд. Интервидение-2008». Из-за желания жюри никого не обидеть получилось, что у конкурса нет полноценного победителя. Гран-при по результатам зрительского СМС-голосования получила певица Тахмина Ниязова из Таджикистана, однако жюри не дало ей ничего.
При подведении итогов конкурса на пресс-конференции председатель жюри Иосиф Кобзон несколько раз повторял одну и ту же фразу: «Мы не ставили целью раздать всем сестрам по серьгам». Повторял так, будто хотел самого себя убедить в этом. Но убедиться было трудно.
Жюри умудрилось раздать две третьи премии, аж три вторых премии и еще две первых. Это не считая многочисленных дополнительных спецпризов и наград.
Спецприз жюри «Дебют Интервидения» получила самая молодая участница конкурса Тахмина Ниязова (Таджикистан). Спецприз жюри «Мисс Интервидения» вручил Лачин Маммедовой (Туркменистан) самый мужественный член жюри Ивар Калныньш. Спецприз Первого канала за стиль получила Амбер (Латвия). Приз прессы завоевал российский квартет Kvatro. Спецприз Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ и сертификат на право записи сольного альбом получил азербайджанский певец Сейран.
Третью премию жюри поделило между Лачин Маммедовой (Туркменистан) и The Champions (Белоруссия).
Вторую премию жюри поделило между Амбер (Латвия), Алмасом (Казахстан) и дуэтом «Опасные связи» (Украина).
Первую премию тоже поделили – этой чести удостоились армянский певец Размик Амян и российский ансамбль Kvatro.
Корреспондент газеты ВЗГЛЯД спросил у Иосифа Кобзона, какое место жюри дало таджикской певице, получившей Гран-при конкурса в результате голосования телезрителей. Кобзон строго ответствовал: «Никакого».
Собственно, выбор жюри никого не удивил. Kvatro и Амян действительно были лучшими вокалистами на этом конкурсе и вполне были бы достойны получить Гран-при, если бы таковой утверждался решением профессионального жюри. Более того, судя по реакции зрителей в сочинском зале, и они бы сделали точно такой же выбор. Однако телезрителям показались выигрышнее задор и энергия «таджикской Лолиты» Тахмины.
Ранее планировалось, что следующий конкурс пройдет в стране-победительнице. Юрий Аксюта на вопрос газеты ВЗГЛЯД о выборе на 2009 год между Душанбе и Киевом ответил, что решение примет оргкомитет конкурса. И тут же Иосиф Кобзон высказал свое особое мнение – он считает, что условий для проведения конкурса на высоком организационном уровне нет нигде, кроме Сочи, и конкурс будет лучше оставить именно здесь. Юрий Аксюта молча, но красноречиво улыбнулся и оставил вопрос открытым.
В нынешнем виде конкурс молодых исполнителей представляет собой зрелище для пожилых. Хотел того Первый канал или нет, но сейчас он делает шоу для аудитории «50+». Трудно себе представить серьезную подростковую прослойку, готовую полчаса благоговейно слушать песни в исполнении Иосифа Кобзона, Надежды Бабкиной, Льва Лещенко и других корифеев, в обилии завезенных в Сочи. Единственной сколь-нибудь актуальной звездой для молодой аудитории за все дни конкурса оказался латвийский Brainstorm.
Поэтому формат конкурса молодежи, который смотрят пожилые, чувствуется во всем. И профессионалы Первого канала и Первой концертной компании вылизывают зрелище до стерильной чистоты. Все это здорово, но от конкурса молодых артистов хотелось бы большей дерзости, смелости, по-хорошему наглости.
По сравнению с прошлым годом, давшим шоу-бизнесу настоящую звезду – дуэт «Потап и Настя», в этом году таких очевидных фаворитов нет. Весьма перспективный эстрадно-оперный квартет Kvatro «из четырех Басковых» пока вовсе не имеет оригинального хитового материала, с ними надо много возиться и шлифовать. Перспективы таджикской певицы и армянского певца в российском шоу-бизнесе, при всем уважении, равны нулю.
Впрочем, конкурс и не может давать каждый год по звезде. Все-таки звезды – штучный товар и по расписанию не включаются.
На одной из пресс-конференций Юрий Аксюта обмолвился, что в этом году настоятельно не рекомендовали «фабрикантам» из проекта «Фабрика звезд» подавать заявки на участие. Возможно, это было ошибкой. В любом случае конкурс состоялся и показал, что дела с шоу-бизнесом плохи не только в России, но и в странах СНГ и Балтии. Хорошие вокалисты есть, а шоу-бизнеса – нет.
В рамках конкурса прошел очередной музыкальный форум, собравший самых видных игроков в шоу-бизнесе как раз для обсуждения дел в нем. И почти все выступавшие говорили о кризисе, который никак не прекращается.
Глава фирмы грамзаписи «Никитин» на вопрос, кого бы он подписал из конкурсантов, невесело заметил, что подписал бы любого из конкурсантов, который пришел бы на музыкальный форум послушать профессионалов и поучиться ведению дел. Но никто не пришел – ни конкурсанты, ни их директора. Что весьма показательно, конечно.
Алексей Никитин, чье выступление стало самым ярким на форуме, вспомнил старую фразу Игоря Крутого про то, что российский шоу-бизнес – это когда шоу есть, а бизнеса нет. Теперь, считает Никитин, уже и шоу нет. Артисты больше не заинтересованы вкладываться в дорогостоящие шоу – телевидение их игнорирует, популярности не прибавляется.
При всем при этом, по подсчетам информационного агентства Intermedia, в 2007 году объем российского музыкального рынка впервые вошел в первую десятку в мире.
Лейблы поднимают свою рентабельность за счет цифровых продаж, прежде всего рингтонов и реалбэктонов. Глава лейбла «Мегалайнер» Антон Гришин поделился опытом продюсирования саундтрека для новейшей компьютерной игры – это тоже дает деньги.
Конкурс «Пять звезд. Интервидение-2008» позволил явственнее увидеть не только проблемы, но и пути возможного их решения. Он транслировался на 11 стран бывшего СССР – зрителям есть с чем сравнивать. Профессионалы нашли для себя новые варианты поведения на рынке.
Надо полагать, что следующий конкурс даст нам новых звезд, дефицит которых в шоу-бизнесе становится уж неприлично заметен.
Статьи по теме: